Рафал Буйновский

Publié le par Тео Аждер

85%
04.12.2008

О новой выставке Рафала Буйновского в варшавской галерее "Растер". Выставка открыта до 21 декабря.

"85%" - это название новой выставки Рафала Буйновского в варшавской галерее "Растер". В 1960-ом, власти Польской Народной Республики официально приняли "Директиву Центрального Комитета Коммунистической Партии относительно культурной политики в области изобразительного искусства". Художник должен был служить своими произведениями строительству социалистического общества. 85% из всех выставленных в Польше работ должны были быть расписаны по нормам соц-реализма. Однако, Лидеры Коммунистической Партии отдавали себе отчет и в том, что в визуальном искусстве существуют также и другие, более маргинальные, абстрактные или полу-абстрактные стили - в языке того периода, эти работы назывались 'крайним явлением'. Не было в интересах власти окончательно запретить такого рода творческое выражение, так как, на такие предметы всегда находились хорошие покупатели за рубежом. Польские власти 60-тых годов позволили художникам выставлять на общественных выставках и такие произведения, правда в количестве не превышающим 15 % из всех работ. После распада советского блока, большинство художников этих стран начали заниматься сугубо абстрактной живописью, и не потому что были какие-то написанные директивы, а потому что такая пошла тенденция. Конечно, осталась и маргинальная группа художников верных реализму.
Выставка Буйновского берёт под прицел этот, так и не закончившийся спор искусствоведов, в котором сопоставляется 'искусство ради искусства' с 'искусством эффективным'. Буйновский последовательно бросал вызов стереотипным понятиям абстракции, реализма, политического обязательства, формализма и рынку где продаются предметы искусства. Некоторые его работы, в которых вроде бы чувствуется реалистическая структура, и иногда в комических тонах просвечивается политическое послание, можно фактически классифицировать как абстрактную или концептуальную живопись. Например, портреты шахтеров которые вырисовываются из черных пятен. К ним добавляются и несколько очевидно абстрактных холстов, натянутые на неправильные четырех или пятиугольные подрамники. Эти чисто черные картины, (Буйновский рисует как правило только черной краской), удивляют зрителя многослойными ссылками на самые ощутимые аспекты действительности - как на физические так и на социальные. В зависимости от того как на них падает свет, грубые слои краски создают иллюзию обьёма и картины становятся  похожи на огромные куски угля.
Есть на выставке и серия работ 'витражное стекло'. Художник проделал витражи в стекле вставленный в оконные рамы квартирных домов построенных во времена коммунизма. Но свои витражи Буйновский создал из обычного прозрачного стекла, так что, если не присмотреться, то зрителю кажется, что перед ним просто образцы треснувшего оконного стекла.
Абстракция, это иллюзия, предлагает Рафал Буйновский в своей новой выставке.



Фото для визы
30.10.2007

Возможно, не только сотрудники польских консульств известны тем, что они очень придирчивы к фотографиям которые граждане приклеивают на бланки своих прошений для получения виз. Размер фотографий, а также размер и позиция головы заявляющего чётко определены, и несоответствие фотографии параметрам указанным обычно при входе в консульство приведёт к тому, что документы просто не примут. Но не только польским чиновникам работающим за границей присуща эта фото-одержимость. Её можно найти и в домашних чиновниках паспортных бюро. Поляки перешли недавно на новые обязательные пластиковые карточки удостоверений личности, а также все понемногу переходят на биометричные паспорта.  Так что и самим полякам нужно было пройти через строго стандартное фотографирование для своих новых документов. На дверях этих бюро можно увидеть большие цветные плакаты с множеством "неправильных" и "правильных" паспортных фотографий.
Вроде понятно для чего это надо: улучшить безопасность, предотвратить возможные террористические акты, но всё же, многим кажется что их собственные фотографии, по новым правилам, как-то на них самих не похожи, особенно женщины считают, что эти фото затушёвывают их красоту.
Мне любопытно было узнать, что есть в Польше замечательный художник-концептуалист, который попробовал, не без риска, позабавится на счёт всей этой фото-одержимости. Его имя Рафал Буйновский, а его выставку, прошедшей в конце 2004-го, "Виза.Сумерки.Музей" критики называли коротко - превратной.
Он нарисовал реалистически свой автопортрет, сфотографировал картину, отпечатал маленькие фото, и приклеил их до своего заявления на визу в США. Он получил визу. Поехал в США. Записался, в добавок, на курсы лётчика, закончил их. Вернулся в Польшу, и представил любителям современного искусства свой паспорт с визой, а также сувениры его путешествия по Америке, и конечно же свой диплом лётчика.
Интересно было то, что выставка Рафала Буйновского живёт, и даже перетерпела несколько удивительных изменений в памяти критиков которые рассказали мне о ней несколько дней тому назад. Они говорили, что Буйновский представил фото своего автопортрета не в американское посольство, а в польское паспортное бюро, и что он путешествовал по миру, собирая визы и печати, с паспортом где вместо его фотографии была напечатана его картина.

T.A.
Pour être informé des derniers articles, inscrivez vous :
Commenter cet article